Основные тренды цифрового развития Сбербанка

20.08.2021 в 17:02

Максим Андреевич Андрианов, коммерческий директор BIA Technologies, рассказывает
об основных трендах цифрового развития Сбербанка

1. Каковы главные мотивы Германа Грефа по созданию экосистемы Сбербанка?

Создание цифровых платформ и экосистем — активно развивающийся общемировой тренд.
Примеров в сегменте B2C набралось уже не один и не два, большинство из них
устойчивы и успешны на рынке. Это само по себе является достаточной
доказательной базой для переноса тенденции на российскую почву.

В данном контексте мы понимаем под экосистемой набор цифровых комплементарных
друг другу сервисов. Он расширяет ценностное предложение технологической
(а Сбербанк уже можно назвать таковой) компании для потребителя. Цифровые
каналы доступа к конечному потребителю позволяют сократить расходы на
продвижение конкретных сервисов и тем самым улучшить финансовые показатели
всей экосистемы.

Отдельно отмечу, что банковский рынок весьма ограничен предложениями и насыщен
конкурентами. Исходя из этого, поиск и осваивание новых ниш для роста доходов,
что и позволяет сделать экосистема, — актуальная задача не только для Сбербанка,
но и для всех лидеров финансового сектора.

2. В чем экономический смысл привязки различных бизнесов именно к крупному банку?

Агрегация комплементарных сервисов в одной экосистеме, где основным товаром
являются деньги, кажется абсолютно логичным шагом. Фокус на предоставлении
платных сервисов играет важную роль для развития и расширения банковского
бизнеса, в первую очередь розничного. Например, кредитование физических лиц
при покупке товаров или услуг в экосистеме.

Помимо этого, крупный банк обладает запасом ликвидности и может хеджировать
риски одной бизнес-модели в другой, тем самым предлагая более высокий сервис,
по сравнению с небольшими игроками из сторонних бизнес-сегментов.

3. В каком направлении будет развиваться экосистема Сбербанка?

Я думаю, что экосистема Сбербанка будет расти в трех направлениях: во-первых,
горизонтальное масштабирование — развитие сервисов для бизнеса и розничных
клиентов, создание одного или нескольких супер-аппов, как это сделал в России,
например, Яндекс. Во-вторых, движение в сторону снижения издержек в логистике
за счет интернета вещей и беспилотных решений. Так как услуг завязанных на
транспорте в экосистеме Сбербанка становится все больше, это выглядит
перспективным трендом, позволяющим оптимизировать накладные расходы в
различных бизнес-моделях. В-третьих, развитие цифровой платформы — уже
сейчас есть облако, когнитивные сервисы, искусственный интеллект и так
далее. В этом контексте Сбербанк становится в один ряд с крупнейшими
провайдерами SaaS, IaaS.

4. Какие направления ее развития наиболее перспективные?

Пожалуй, все вышеперечисленные. Беспилотные перевозки, в том числе грузовые,
— это отдельный большой сегмент, закрывающий достаточно широкий круг задач,
от базовой инфраструктуры до искусственного интеллекта.

Маркетплейсы услуг и товаров. Движение в сегмент B2B, где возможно совместное
с производителями создание товаров, торговых площадок, использующих инфраструктуру
и финансы Сбербанка. Ну и, конечно, супер-аппы для розничных клиентов, предприятий
малого и среднего бизнеса.

5. Какие главные проблемы и неудачи в развитии экосистемы Сбербанка?

Это касается не только Сбербанка, скорее всех крупных платформ — работа с негативным
пользовательским опытом. Что я имею в виду: отстающие по своему функциональному и
технологическому развитию сервисы могут вызывать у клиента неприятные эмоции,
которые он распространит на всю экосистему. А нивелировать негатив некому:
обезличивание общения, вследствие сокращения издержек на всех процессах,
делает персональный подход к покупателю невозможным. Поэтому важно выстроить
понятную модель управления и приоритизации развития сервисов внутри экосистемы,
постоянно работать над уровнем удовлетворенности клиентов.

6. Какие есть аналоги экосистеме Сбербанка в российской и мировой практике?

Они у всех на слуху: OZON, Wildberries, Amazon, AliExpress — это то, что
касается товаров. Технологические гиганты Яндекс, Mail.ru, AWS, MS Azure.

В B2B-сегменте тоже неплохие перспективы развития экосистем, и уже есть свои
герои. Недавно один из лидеров сталепрокатной отрасли запустил платформу
объединяющую производственные мощности металлообрабатывающих и машиностроительных
предприятий. В логистике существует платформа Траффик, помогающая оптимизировать
затраты на перевозки. Также есть много других примеров, возможно, не очень
сопоставимых по размерам, но сопоставимых по значимости для рынка.

      
МИА «Insider News»