Голованов вслед за Соколовым продолжит лоббировать проект «Чижик» — СМИ

02.06.2022 в 19:52

В Сети появилась информация, что реализация проекта трамвая «Чижик», начавшаяся
2,5 года назад еще при вице-губернаторе Петербурга Максиме Соколове, перейдет в
ведение главы Комитета по инвестициям Романа Голованова. Чиновники между собой
давно и тесно связаны.

Не исключено, что перед Головановым откроются новые коррупционные перспективы,
учитывая, какими скандалами сопровождался проект «Чижика», реализацией которого
занимались Смольный и Транспортная концессионная компания (ТКК).

ТКК обязалась заменить трамвайные пути в Красногвардейском районе, установить
остановочные павильоны, приобрести подвижной состав, построить современное депо,
и даже внедрить новую для России систему управления движением трамваев.

Эксперты и общественность сразу же после ознакомления с проектом стали сомневаться
в необходимости появления «Чижика». СМИ неоднократно обращали внимание на проект в
связи с подозрениями в коррупции, и не исключали вывода около 1 млрд рублей, в том
числе при содействии Романа Голованова. После ухода Максима Соколова из Смольного
курировать «Чижик» будет Роман Голованов — возможно, это не простое стечение
обстоятельств.

По данным СМИ, ТКК может быть связана с «Группой ЛСР», аффилированной с бывшим
вице-губернатором Максимом Соколовым. Он, кстати, никогда не скрывал свою дружбу
с главой ЛСР Андреем Молчановым. Соколов какое-то время работал гендиректором и
первым заместителем гендиректора в ЛСР.

До мая 2021 года «Группа ЛСР» была миноритарным акционером ТКК, с которой город на
условиях государственно-частного партнерства заключил договор о реализации проекта
«Чижик».

Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям, когда туда в 2008 году пришел
работать Роман Голованов. После ухода Соколова Голованов продолжил работу в
комитете до 2018 года.

Город подписал с ТКК соглашение о «Чижике» в 2016 году, а работа над реализацией
проекта началась в 2018 году — незадолго до того, как Соколов возглавил ЛСР.
Возможно, активная фаза реализации проекта началась при участии «своих»
людей, таких, каким являлся Голованов.

Необходимость и полезность «Чижика» для Петербурга так и не была обоснована.
Правительство Петербурга вложило в проект 2 млрд рублей. По словам депутата
ЗакСа Марины Шишкиной, Смольный выделил на пути «Чижика» в 6 раз больше, чем
на все пути для ГЭТ.

«Почему трамвай «Чижик», который обслуживает четыре маршрута общей протяженностью
27 км, получит из бюджета более 2 млрд рублей, то есть около 74 млн рублей за 1 км?
А ГУП «Горэлектротранс», который обслуживает 37 трамвайных маршрутов и 47 троллейбусных
маршрутов протяжённостью 980 км, получит субсидии в районе 12 млрд рублей, то есть
примерно 12 млн рублей за 1 км? Почему частные рельсы «Чижика» дороже городских
маршрутов более чем в 6 раз?» — заявляла Шишкина.

Депутаты и общественность не смогли отследить нюансы расходования средств на этот
проект. По мнению депутатов ЗакСа, непрозрачность и отсутствие контроля привели к
бесконтрольному уходу бюджетных денег в частные руки, как это было и с ЗСД. Комитет
по инвестициям Голованова по такой же схеме реализует ШМСД.

В СМИ в прошлом году появилась информация о решении отдать участок трамвайной линии
от Ладожского вокзала до остановки «Малая Охта» ГУП «Горэлектротранс», а не частной
ТКК. Участок южнее Ладожского вокзала оказался не нужен для реализации проекта «Чижик».

ТКК придется тратить больше средств на эксплуатацию транспорта, а также увеличивать
нагрузку на трамваи. При этом прибыль у ТКК будет прежней. Согласно договору, вся
недополученная прибыль, как и в случае с ЗСД, будет компенсирована городом.

Голованов может играть определенную роль при выводе из бюджета Петербурга крупной
суммы. ТКК в 2019 году потребовала у города компенсации 819 млн рублей за дополнительные
затраты на перенос инженерных сетей под прокладку дорожных путей для трамвая. Из соглашения
перед его подписанием был исключен пункт о компенсации такого вида затрат. Правительство
города отказало в выплате компенсации, однако некоторые чиновники смогли найти обходные
пути, благодаря которым из бюджета все-таки были выведены деньги. По данным СМИ, к этому
может быть причастен глава Коминвеста Роман Голованов.

Концессионное соглашение на реализацию проекта «Чижик» действует до 2024 года.
Возможно, в Смольном будет сохраняться лояльное отношение к этому проекту, который
перешел от Соколова к Голованову, и, не исключено, помогает за государственный счет
зарабатывать частной компании ТКК.

      
МИА «Insider News»