Любовь Духанина обсудила на круглом столе в «Российской газете», как защитить права школьников, их родителей и учителей

08.10.2019 в 9:28

Может ли ребенок самостоятельно менять фамилию или вероисповедание? Может ли учитель
брать отпуск на год? Законно ли выгонять ученика с урока? Чем грозят итоговые «двойки»?
Надо ли тратить деньги на учебники и школьную форму? Возможно ли семейное обучение в
реалиях нашей страны?

3 октября в медиацентре «Российской газеты» была представлена книга «Учителя и ученики:
права и обязанности», которая сможет помочь ответить на эти и другие острые вопросы из
сферы образования. Автор – председатель Российского общества «Знание», депутат
Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Николаевна Духанина.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку качественное образование – и имеет на
это право. Однако система обучения с точки зрения защиты прав несовершенна – это
и спровоцировало идею создания альманаха. «Данная книга – правовой путеводитель
в мире образования», – сообщила Любовь Николаевна.

Книга «Учителя и ученики: права и обязанности» вышла в рамках серии «Библиотечка
«Российской газеты» тиражом 1200 экземпляров.В ней содержится две основные главы.
Первая – для школьников и их родителей, вторая полностью посвящена учителям.

В течение разговора о книге Духанина рассказала об основных проблемах школы, поделившись
с коллегами результатами исследования Фонда «Национальные ресурсы образования»на тему
прав учеников и учителей в современной школе.

Как оказалось, букве закона не всегда следуют в реалиях российского современного учебного
заведения. Недопонимания возникают из-за того, что забываются, казалось бы, базовые
принципы.

Например, право на доступность образования. В частности, по закону, школьные учебники
должны быть бесплатны – каждый ученик должен быть обеспечен учебными книгами, но многие
семьи вынуждены их покупать. Кроме того, 50% родителей тратят деньги на обустройство
школы, что говорит о необходимости развития материально-технической базы учебных
заведений. Это – задача государства.

Часто нарушается право на отдых и сохранение здоровья. Погоня за высокими результатами
идет за счет снижения внимания к состоянию физического и психологического здоровья
ученика. Нередко школа не обеспечена специалистом-психологом. Многие школьники
испытывают давление со стороны учителей и родителей, по принуждению участвуют в
Олимпиадах, конкурсах. Дети жалуются на то, что не хватает времени не только на
свои увлечения, но и на выполнение домашних заданий.

Школьники с 14 лет имеют право на трудоустройство. Исследования показали, что 9 из
10 учеников хотят работать. 4% подростков – уже работает. Причины могут быть разные:
кто-то хочет попробовать себя в интересующей профессиональной сфере, кому-то нужны
личные карманные деньги, а кто-то вносит вклад в бюджет семьи. Кроме того, ребята
говорят о том, что предлагаемые им вакансии не удовлетворяют их интересов: взрослые
часто недооценивают их навыки. Дети готовы к более интеллектуальному труду – например,
в сфере цифровых технологий.

Дети имеют право на выбор – выбор предметов, профиля, мероприятий, не входящих в
учебный план, второго иностранного языка, учебного заведения и формы обучения. Ребенок
вместе с родителями может выбрать для себя индивидуальный учебный план или смешанную
форму обучения – частично в семье, частично в школе. Это сложно реализовать на практике,
но, тем не менее, это право применяется все больше. Любовь Николаевна рассказала, что
уже работает над законопроектом, который касается вопроса о семейном образовании.

«Задача законодателя – юридически закрепить возможности для всех участников системы
образования. Задача власти – наполнить эти возможности ресурсами»,– прокомментировала
Духанина.

Не всё в порядке и с соблюдением прав учителей. Педагоги часто «выгорают» на работе.
Как показали результаты исследования, более 60% учителей имеют нагрузку больше одной
ставки и, кроме того, они часто работают практически без перерывов, хотя закон
предусматривает возможности отдыха для преподавателей.

Была затронута и тема ЕГЭ. Волнуясь за результаты своих детей, родители массово
увлеклись индивидуальными формами обучения, репетиторами и курсами. У учителей это
вызвало сомнение: должны ли они готовить учеников к государственному экзамену?

К слову, ЕГЭ – это часть школьной программы, и участие в ней педагогов необходимо.
Очевидно, что в современной школе еще много проблем. В связи с этим важно прививать
гражданам культуру знания закона. Книга «Учителя и ученики: права и обязанности»,
написанная доступным и понятным языком, сможет помочь школьникам, родителям, педагогам
и руководителям учебных заведений лучше ориентироваться в собственных правах и
обязанностях и научиться защищаться в конфликтных ситуациях.

«Я благодарю «Российскую газету» и ее коллектив за идею издания и предоставленную
возможность обсудить ее с коллегами», – заключила Любовь Николаевна.

      
МИА «Insider News»