Чем грозит реформа РОП

28.02.2020 в 13:11

В конце февраля в Правительстве РФ прошло совещание у курирующего вице-премьера
Виктории Абрамченко по обсуждению откорректированной Концепции дальнейшего
развития системы расширенной ответственности производителей (РОП). После 2-х
часового обсуждения проекта Концепции РОП вице-премьер отправила документ
обратно в Минприроды на доработку, согласование с Центробанком и обсуждение
с бизнесом.

Одним из спорных моментов оказался вопрос переноса ответственности за утилизацию
с товаропроизводителей на производителей упаковки, инициируемый, в том числе,
депутатом Александром Фокиным, который внёс 24 декабря 2019 года на рассмотрение
в ГД достаточно спорный законопроект № 869136 – 7 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Однако, участники рынка не без основания утверждают, что такая реформа чревата
рисками нарушения стройного механизма ответственности товаропроизводителей за
вводимую в потребление упаковку. Сейчас факт использования упаковки и необходимость
её утилизации взаимосвязан с фактом купли-продажи товара в упаковке и выводом его
в обращение.

Представители завода «Пларус», одного из ведущих российских переработчиков
ПЭТ-упаковки с 10-летним опытом, видят в законопроекте ряд пробелов. В частности,
предлагаемый депутатом новый термин «Упаковка как готовый товар» вносит правовую
неопределенность, так как не закреплен действующими нормативно-правовыми актами.

Отсутствует чёткое определение, признаки, ограничения, условия, позволяющие
достоверно классифицировать подобную упаковку.

«При переносе ответственности на производителя упаковки исключается мотивация
товаропроизводителя выпускать свой товар в более экологичной упаковке с использованием
рециклингового сырья для получения права применения понижающего коэффициента к нормативу
утилизации. В случае переноса ответственности товаропроизводитель будет мотивировать
свой выбор исключительно стоимостью упаковки. Вторичная переработка также пострадает
— не будет спроса на вторсырьё со стороны основных заказчиков упаковки», — пояснила
директор Ассоциации производителей и переработчиков полителентерефталата (АРПЭТ)
Наталья Селезнева.

Кроме того, необходимо учитывать, что отечественные производители упаковки также
оказываются в дискриминационном положении по сравнению с импортерами. На данный
момент импорт упаковки составляет не более 2% от общего объема производимой
упаковки на территории РФ. В свою очередь импортеры товаров, ввозят готовый
продукт, а не отдельно продукт и упаковку. Исходя из формулировок, предлагаемых
Законопроектом, российский производитель упаковки обязан утилизировать (уплатить
экологический сбор) из расчета 100% объема первично реализованной упаковки, а
импортер товаров обязан утилизировать (уплатить экологический сбор) на основании
нормативов, установленных Правительством РФ, что составляет в среднем 20% от
реализованного товара, на сегодняшний день.

«В мировой практике отсутствуют механизмы исполнения РОП производителями упаковки.
Принцип «Производитель товара в упаковке платит», принятый как база для экологического
законодательства в общемировой практике, свидетельствует об эффективности данных
норм», — подчеркнула Наталья Селезнева.

Необходимо отметить, что большинство представителей бизнес-сообщества открыто
выступают против данного законопроекта – крупнейшие товаропроизводители, у которых
есть экологические обязательства на транснациональном уровне, переработчики стекла,
алюминиевой упаковки, TetraPak, ПЭТ-бутылок, а также крупные компании по обращению
с отходами.В отраслевых ассоциациях уверены, что корректировка механизма РОП лишит
субъекты РОП стимулов к развитию индустрии по раздельному сбору и переработке
отходов.

      
МИА «Insider News»