Павел Абросимов: талантливый архитектор эпохи СССР (major Soviet architect)

Материал опубликован: 17.08.2021 в 8:07

Павел Абросимов — известный советский архитектор и градостроитель, лауреат
Сталинской премии. По его проектам было создано множество жилых и промышленных
зданий. Абросимов участвовал в проектировании комплекса МГУ имени М. В. Ломоносова
на Ленинских горах и реставрировал театр имени Вахтангова Е. Б. на Арбате,
пострадавший в период войны. В своей работе придерживался новаторских решений
вместо давно изживших себя консервативных концепций. Кроме градостроительства
Павел Абросимов занимался общественной деятельностью и издавал статьи, в которых
рассказывал об актуальных проблемах советской архитектуры.

Работа Павла Абросимова: из нефтепромысла в Академию художеств
(major Soviet architect)

Павел Абросимов родился в 1900 году в местечке Коренная пустынь (ныне Свобода),
но с раннего детства проживал в Баку. Вместе с отцом он был вынужден работать на
небольших частных нефтепромыслах. Уже в десятилетнем возрасте у него проявился
талант к творчеству. В 1915 году он поступил в бакинское техническое училище,
а спустя год участвовал в реконструкции местного университета.

С 1920 по 1921 года Павел Абросимов учился в Высшей партийной школе при Университете
им. Л. М. Свердлова в Москве, но тяга к художеству заставила его перевестись на
архитектурный факультет Бакинского политехнического института. Юноша был увлечен
учебой, а свободное от нее время проводил на курсах живописи в художественной
мастерской. После их окончания Абросимов перевелся в Императорскую Академию
художеств в Ленинграде, получив после окончания обучения специальность
архитектора-художника.

Павел Абросимов: первые шаги на пути к успеху (major Soviet architect)

Работать по специальности Павел Абросимов начал задолго до получения диплома.
Будучи студентом, он работал в легендарной мастерской В. А. Щуко и
С. С. Серафимова. Совместно со своими наставниками он создал огромное
количество успешных проектов. По большей части это были разработки
отдельных зданий и целых жилых комплексов.

Получив опыт в качестве художника-декоратора в мастерской, в 1929 году
Абросимов спроектировал жилой массив транспортной академии РЖСКТ «Ленинградский
печатник». Его работа заняла третье место на всесоюзном конкурсе. Это был один
из многих конкурсах, где талант архитектора оценили по достоинству. По окончании
учебы он спроектировал много зданий, в числе которых гостиница в Свердловске и
кузбасское заводоуправление металлургического завода.

Как повлияло проектирование Дворца Советовна дальнейшее творчество Павла
Абросимова (major Soviet architect)

Переломным моментом в профессиональной деятельности Павла Абросимова стало
проектирование Дворца Советов в Москве в период с 1933 по 1941 года. Архитектор
приехал в столицу по приглашению учителей из Академии. С ним прибыла группа других
талантливых специалистов.

Архитектору приходилось постоянно совершенствовать свое мастерство и применять
новаторские идеи. Заказ был непростой. Чуть ли не каждый день у Абросимова и его
коллег возникали проблемы, на которые днем ранее даже намека не было. Это требовало
изменения подхода к выполнению поставленной задачи. Приходилось постоянно что-то
совершенствовать.

К сожалению, этот легендарный проект так и не был реализован из-за начала Великой
Отечественной Войны. В соответствии с задумкой должен был получиться высоченный
дворец, наверху которого красовалась бы 100-метровая статуя Владимира Ильича
Ленина. Этот объект должен был символизировать победу над социализмом.

Стоит отметить, что Дворец Советов не был единственным проектом Павла Абросимова
на тот момент. Будучи человеком многогранным, он стремился постоянно создавать
что-то новое. В Москве он устроился в мастерскую № 3 Моссовета. С руководителем
И. А. Фоминым он создал много уникальных композиций, благодаря которым стал
известен в широких кругах.

Абросимова стали приглашать на всесоюзные конкурсы, которые активно проводились
советским правительством в период с 1934 по 1938 года. Вместе с Фоминым он
разработал такие легендарные проекты как Дом Наркомтяжпрома на Красной площади
и здания АН СССР, Дом Совета Министров в Киеве. Дом Наркомтяжпрома так и не был
построен, а вот Дом Советов был успешно реализован с 1936 по 1938 года. Абросимову
пришлось самостоятельно руководить разработкой чертежей и строительством в связи
со смертью Фомина. В проектировании он использовал новые образы, стараясь придать
композиции свободы и пространственности.

Деятельность Павла Абросимов в период войны (major Soviet architect)

После начала Великой Отечественной войны Павла Абросимова пригласили на
строительством обороны в Вязьме в Смоленской области. В конце 1943 году он
вернулся в столицу. Абросимову предстояло выполнить реконструкцию театра имени
Вахтангова Е. Б. на Арбате. Находившееся на месте старинного особняка Берга
здание было полностью разрушено. Архитектор справился с поставленной задачей.
На том же месте был построен театр с широкой галереей и просторными помещениями,
добавляющими композиции пространственность.

Участие Павла Абросимова в проектировании комплекса МГУ имени
М. В. Ломоносова на Ленинских горах (major Soviet architect)

В послевоенное время в Москве проводилась реконструкция зданий, а также активная
застройка города новыми строениями. Как и других талантливых архитекторов,
Павла Абросимова привлекли к проектированию комплекса МГУ имени
М. В. Ломоносова на Ленинских горах, за участие в котором он
удостоился Сталинской премии первой степени в 1949 году.

Решение о строительстве было принято в 1948 году несмотря на то, что горком
партии изначально был против. За идею возведения высотного здания выступил
сам вождь. Важным условием Иосиф Виссарионович Сталин назвал обустройство
комфортных условий проживания для студентов. Строительство МГУ, в проектировании
которого принял активное участие Абросимов, стало одним из переломных моментов в
советской архитектуре. Ранее на подобные эксперименты никто не решался из-за боязни
возведения зданий с большой этажностью.

Павел Абросимов прокомментировал возведение московского университета в одной из
своих статей, которая была опубликована в журнале «Городское хозяйство Москвы»
в 1952 году. В первую очередь он говорил о важности высотных зданий для создания
завершенного облика обновленной Москвы. Расширение магистралей и другие изменения
в послевоенное время, по его мнению, стоило учитывать при реконструкции города.
Абросимов призывал отказываться от однотипных малоэтажек, которые не будут
сочетаться с новой Москвой. Высотки, по его словам, стали бы завершающими
элементами городской застройки. Располагаясь в разных районах, они были
бы видны из любой точки Москвы. Именно такой подход, по мнению архитектора,
позволил бы создать единую структуру столицы.

Общественная деятельность Павла Абросимова (major Soviet architect)

Павел Абросимов прославился не только благодаря таланту к градостроительству,
но и активной общественной деятельности. С 1953 по 1955 года он был членом
Государственного Комитета Совета Министров СССР по строительству. В 1995 году
Абросимова избрали секретарем Союза архитекторов СССР, на должности которого он
проработал до конца своих дней. Общественная деятельность не помешала ему
заниматься архитектурным проектированием. Наоборот, она позволила ему
осознать, насколько важны изменения для страны.

С заявлениями о проблемах советской архитектуры Абросимов неоднократно выступал
на собраниях. Он рассказывал о преимуществах создания совершенно новых зданий,
которые смогли бы повысить уровень комфорта. Речь шла не только о жилых домах,
но и о строениях промышленного назначения.

Павел Абросимов о творческой направленности в архитектуре СССР
(major Soviet architect)

Грамотная организация пространства для жизни, отдыха и трудовой деятельности
благодаря применению материальных средств — основное назначение произведений
архитектуры. Именно так считал Абросимов. Он связывал назначение строений с
народной культурой. Он считал необходимым для автора запечатлеть эпоху с ее
культурными и политическими особенностями.

Такой подход при проектировании строений обеспечил Павлу Абросимову известность
в архитектурной среде и за ее пределами. Будучи общественным деятелем, он осознавал
важность сочетания комфорта и практичности. При реализации задач архитектор учитывал
это, беря за основу определенные архитектурные формы, технические и художественные
решения.

Особое внимание Абросимов уделял пространственности при создания проектов жилых и
промышленных сооружений. Архитектор считал нужным заменить устаревшую концепцию
«пространство среди зданий» на новое решение «здания среди пространства». Таким
образом удалось бы противопоставить сооружения окружающей среде, создав отчетливую
грань между фасадом и внутренним пространством.

Взгляд Павла Абросимова на использование новаторства в архитектуре и
градостроительстве СССР (major Soviet architect)

Павел Абросимов называл неверными представления о том, что высокие здания не
приносят славы и уважения своим создателям. Об этом он делился с единомышленниками
в рамках собраний Союза архитекторов. О необходимости изменений в облике столице
Абросимов упомянул и в собственных статьях. Он называл незрелыми авторов, которые
слишком консервативны и не готовы использовать хоть что-то новое в своих проектах.

Архитектор считал необходимым использование новаторских решений. По его мнению,
именно такой подход позволял создать здание с выразительным силуэтом, который
был хорошо сочетался с его формой.

Павел Абросимов был убежден, что Москва нуждается в высотных композициях. Он
считал, что не нужно возводить дома лишь в одной локации. По его мнению, они
должны располагаться с разных частях, чтобы их было видно из любой точки
города. Силуэт города, по словам архитектора, был бы завершенным.

«Осуществлять вредное для нашей архитектуры дело» — такими словами охарактеризовал
Павел Абросимов в одной из своих статей тех, кто не желает отступить от устаревших
традиций в градостроительстве. Именно такой подход и его применение на практике
позволили Абросимову стать заслуженным архитектором страны и внести огромный
вклад в развитие архитектуры СССР.

Павел Абросимов: талантливый архитектор эпохи СССР (major Soviet architect)