После осенних выборов в Законодательное собрание Петербурга и Госдуму в Смольном и
районных администрациях города ожидаются кадровые перестановки. Как сообщил
петербургский политтехнолог Вадим Полежаев, губернатор Александр Беглов уже
проводит закрытые встречи с потенциальными кандидатами на замещение
государственных должностей.
О перестановках в правительстве Петербурга активно пишут еще с начала лета,
предполагая ротацию в составе вице-губернаторов. В первую очередь об этом говорят
избирательные кампании некоторых чиновников. Например, в ЗакС выдвигаются Николай
Бондаренко и Александр Бельский, а в Госдуму — глава Приморского района Николай Цед.
Если им удастся победить на выборах, то на их должности придется ставить новых
управленцев.
Помимо таких естественных перестановок политтехнологи указывают и на возможную
отставку некоторых других высокопоставленных чиновников. Особенно рискует
потерять работу вице-губернатор Максим Соколов, который через контроль
профильных комитетов курирует инвестиционный, туристический, транспортный
секторы, а также малый бизнес. Работу Соколова, несмотря на весь его
управленческий опыт, сложно назвать удовлетворительной.
Соколов не смог должным образом поддержать сферу городского туризма в период
пандемии. Согласно информации «РБК», за 2020 год выручка компаний, получающих
прямой или косвенный доход от туризма, упала более чем на 282 миллиарда рублей,
поток туристов за год сократился на 70%. Финансовые потери вынудили некоторых
бизнесменов выставить гостиницы на продажу и спровоцировали закрытие турфирм.
Негативная тенденция продолжается и в этом году. В СМИ отмечали, что упадок в
сфере туризма усугубился из-за слабой помощи властей. Комитет по туризму почти
год думал над мерами поддержки для этой сферы. Однако даже при учете столь
медленной разработки программы она оказалась слабой и неэффективной, а часто
и вовсе недоступной для предпринимателей из-за бюрократических сложностей.
Согласно «карте туристического потенциала», которую опубликовал «РБК» в
начале августа, туристическая привлекательность Северной столицы оценивается
лишь в 3,8 балла из 7. Такой результат сопоставим с Калугой.
Соколов также наделен полномочиями по развитию транспортного сектора Петербурга,
но и здесь чиновник не оправдал возложенных на него надежд. Создание транспортной
инфраструктуры сильно отстает от темпов жилой застройки, и мало какие районы города
могут похвастаться отсутствием серьезных транспортных проблем. Соколов за два года
не поспособствовал улучшению ситуации. Более того, крупные транспортные проекты при
Соколове реализуют очень медленно, часто срывая сроки. Проблемы наблюдаются даже в
строительстве метрополитена, где за последние два года было сдано лишь три станции,
в то время как в Москве за один год возводится 6-7 станций. Проблемы в метростроении
Петербурга наблюдаются как минимум с 2010 года из-за несогласованности действий
городских властей, а также отсутствия стратегии строительства подземки. Соколов
за два года эти проблемы так и не устранил, хотя в его обязанности входила
проработка вопросов в данной сфере.
На слабое развитие городской инфраструктуры повлияла и неэффективная работа
комитета по инвестициям, который курирует все тот же Соколов. Коминвест за
последние пару лет почти не привлекал инвесторов в городские проекты и отрасли,
из-за чего Смольный был вынужден обращаться за финансовой поддержкой к федеральному
центру.
Кроме того, «транспортная реформа» Петербурга, за которую ответственен Соколов,
привела к переделу рынка пассажирских перевозок и его укрупнению. Недавно
администрация города подвела итоги конкурсов по выбору перевозчиков, в
результате которых количество компаний, допущенных к обслуживанию пассажиров,
сократилось в 4 раза. Если раньше таких предприятий было 17, то теперь осталось
только 4. Весь рынок достался крупным игрокам: АО «Третий парк» (33%), ООО
«Домтрансавто» (20%), ООО «Вест-Сервис» (связана с «Питеравто», 45%), ООО
«Такси» (2%). Оставшиеся перевозчики вынуждены менять либо локацию, либо
вид деятельности, в противном случае их поглотят крупные игроки.
СМИ указывали, что Соколов мог пользоваться своим положением в личных и
сторонних интересах. Как писали DixiNews, он может быть интересантом
банкротства АО «Метрострой», чтобы впоследствии заменить эту фирму на
другую. В издании Moscow Post указывали на активность банка ВТБ, учредившего
совместно с городом «Метрострой Северной столицы», куда уже переводят сотрудников
и с которой планируют перезаключить контракты на строительство метрополитена.
В политических телеграм-каналах обратили внимание, что банкротство АО
«Метрострой» проходит при возможном участии «серого кардинала» транспортного
сектора Петербурга Виталия Родионова – бывшего-силовика, связанного с Соколовым.
Отметим, что ранее Родинов был уволен из ФСБ. Также он мог оказать влияние на
передел рынка пассажирских перевозок во время «транспортной реформы».
Важно упомянуть, что приближенным к Соколову коммерческим структурам нередко
удается быстро согласовывать проекты и получать финансовую помощь. Например,
ЛСР успешно работает, не встречая препятствий в КГА. Главой компании является
Андрей Молчанов, друг Соколова. А ГК «Техносфера», почти всегда является
единственным участником тендеров на строительство и ремонт дорог, о чем
сообщало издание «Версия». Владеет компанией еще один близкий друг Соколова
Константин Ходосовский. А элитная клиника «Икс-Клиника», которую в СМИ
приписывают семье Соколова и его ближайшим партнерам, получает
многомиллионную ковид-поддержку от властей Петербурга.
Все эти истории, о которых пишут СМИ, могут стоить Максиму Соколову поста
вице-губернатора. Поскольку его работа наносит вред имиджу власти Петербурга.
Источник: Вечерний курьер