Топливные воры обогащаются за счёт продажи опасного сырья россиянам

16.01.2020 в 16:07

На протяжении двадцати лет незаконные врезки в нефтепроводы являются легкой наживой для криминала, и серьёзной проблемой для транспортных компаний. И если «браткам» из 90-ых удавалось похищать топливо вёдрами, в арсенале современных воров новые технологичные решения. Сегодня обычная врезка в трубопровод с нефтью и дизельным топливом представляет собой шланг высокого давления, протяжённостью до нескольких километров, который снабжён клапанами дистанционного управления. Более того, на местах врезок злоумышленники устанавливают камеры видеонаблюдения для беспрепятственного похищения сырья. Подобной техникой можно управлять даже из другого региона, пишет mos.news.

Возникает справедливый вопрос: почему правоохранители за долгое время так и не нашли эффективного способа борьбы с топливными ворами? Одной из причин является снисходительное законодательство в нашей стране к такому виду преступлений. Нередко преступники ограничиваются условным наказанием за хищение существенных объёмов сырья. Чаще всего суды даже не взыскивают с обвиняемых материальный ущерб, а он сегодня, как известно, не ограничивается парой вёдер, а достигает сотни тонн. На сегодняшний день в УК РФ есть п.2 статьи 215.3, согласно которой предусмотрено наказание за повреждение магистральных трубопроводов. Максимальное наказание по ней – штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы, сроком до четырёх лет. Понятно, что такой штраф не испугает злоумышленников, получающих многомиллионные барыши за счёт воровства топлива. Что касается меры наказания с лишением свободы, так её и вовсе не применял еще ни один российский суд.

Доход топливных воров невозможно точно подсчитать. Недавно были задержаны участники группы, сумевшей похитить 2,5 тысячи тонн на сумму свыше 60 млн рублей. И это лишь та вершина айсберга, которую смогли доказать. Сколько злоумышленниками уже было продано неизвестно. По словам экспертов, еще в 2013 году доходы врезчиков могли достигать 800 млн долларов. За эти годы цифры неизменно росли, а вот раскрываемость подобных преступлений, наоборот, снижалась. За прошлый 2019 год из 336 официальных преступлений хищения топлива было расследовано только 39, а в суд попало менее 5% дел. Эта цифра удивительным образом совпадает со статистикой доведённых до суда коррупционных преступлений – те же 5%.

Несколько лет назад в Самарской области задержали банду топливных воров, промышлявших не только воровством, но и незаконной переработкой нефти на небольшом НПЗ. Тогда было выявлено, что бензовозы с украденным сырьём двигались в сопровождении полицейских автомобилей. Из свежего, в 2018 году в Ленобласти была раскрыта группировка, которую курировал сам начальник отделения полиции по Киришскому району Дмитрий Тимченко. Как ни странно, дело развалилось, а 24 фигурантов дела, в числе которых был и Тимченко, освободили из-под ареста. И это далеко не единичный случай.

Сегодня врезчики уверены, что серые кардиналы в лице чиновников и правоохранителей защитят их от правосудия. В крайнем случае, они обойдутся минимальным наказанием.

А пока уголовная и судебная системы регрессируют, каждая десятая врезка приводит к разливу топлива, нередко принимая масштабы катастрофы. Подобный случай произошёл в Подольском районе Подмосковья, когда из-за врезки разлилось 12 тонн солярки. Площадь загрязнения превысила 40 тысяч м2; на этом участке была удалена вся растительность.

Однако не нужно думать, что это «дуэль» криминала с законниками. Напротив, последствия незаконных врезок и реализация левого топлива касается каждого из нас. Водители охотно покупают более дешёвое топливо, не задумываясь о его качестве. Как правило, в левом топливе, которое частенько попадает и на официальные автозаправки, присутствуют опасные присадки. Они повышают стоимость топлива, обеспечивая злоумышленникам реализацию украденного топлива по его нормальной рыночной цене. При этом такое топливо представляет опасность не только для агрегатов автомобиля, но и для здоровья человека.

По словам члена Совета Федерации Автовладельцев России, председателя Общества защиты прав автомобилистов, директора Национального общественного центра безопасности движения Сергея Канаева, в четверти взятых проб топлива оказалось повышенное содержание бензола. Как известно, бензол добавляют в низкокачественный бензин для повышения октанового числа. Высокое содержание бензола может говорить о том, что такое топливо получено не от официальных НПЗ, а от нелегалов. Для двигателя автомобиля избыток бензола чреват поломкой катализатора, что сокращает ресурс двигателя в десять раз. А для человека бензол несёт смертельную опасность, поскольку является сильнейшим канцерогеном. Пары бензола способны проникать через кожу и накапливаться в организме, приводя к серьёзным заболеваниям: лейкоз, апластическая анемия, заболевания костного мозга.

При сгорании бензола в двигателе выделяется бензспирен – газ, относящийся к первому классу токсической опасности. В организм он попадает через органы дыхания, кожу, пищеварительный тракт, вызывая злокачественные изменения клеток. Неужели недостаточное основание для ужесточения действующего в Российской Федерации законодательства, регулирующего незаконные врезки в магистральные трубопроводы? Понятно же, что штрафы АЗС, торгующих некачественным топливом, неэффективны, их необходимо закрывать!

Источник — mos.news

      
МИА «Insider News»