Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову

Материал опубликован: 20.05.2020 в 22:58

В мае 2020 года должны были состояться дебаты между представителем МИД РФ Марией
Захаровой и основателем ФБК (иноагент) Алексеем Навальным. Однако мероприятие
сорвалось, поскольку представители либерального лагеря стали выставлять
неприемлемые условия.

Конфликт между Захаровой и Навальным возник из-за нападок лидера ФБК на спикера
дипведомства. В эфире YouTube от 30 апреля Алексей включил в передачу видео со
своим пресс-секретарем Кирой Ярмыш, где та заявила, что Мария считает перелеты
на самолете привилегией обеспеченных людей.

Навальный утверждает, что Захарова заявила подобное в интервью Михаилу Зыгарю,
журналисту и бывшему главреду «Дождя». Однако это оказалось вбросом, опровергнутым
Марией 29 апреля. В действительности Захарова беседовала с Зыгарем о недочетах при
планировании россиянами заграничных отпусков, из-за чего граждане не готовы даже к
небольшим проблемам за рубежом. Примечательно, что мнение официального представителя
МИД РФ поддержал оппозиционер Рустем Адагамов, известный довольно жесткими
высказываниями.

Причины срыва дебатов активно обсуждались в блогосфере и СМИ. Появилось предположение,
что конфликт мог быть спровоцирован Навальным по заказу третьих лиц. Интересное мнение
высказал журналист «Комсомольской правды» Эдвард Чесноков. Он указал на 2 факта.

Первый: со страниц издания «МБХ-медиа» дважды был опубликован и удален один и тот
же «вброс» про интервью Марии, очень схожий по тезисам с Ярмыш. Посты публиковались
28 и 29 апреля.

© Изображение из открытых источников

Второй факт: публикации появились только спустя 5 дней после интервью Захаровой Зыгарю.
Учитывая, что «МБХ-медиа» владеет Михаил Ходорковский, Чесноков предполагает,
что именно он мог заказать атаку на Марию.

Доводы журналиста «КП» выглядят довольно убедительно. Задержка реакции на 5 суток
изобличает заказной характер «вбросов». Крупные СМИ априори не могут настолько
медленно реагировать. Однако выводы Чеснокова не совсем верные. Стоит отметить,
что основной сайт «МБХ-медиа» не публиковал «вбросы» – они появлялись только в
Twitter-аккаунте ресурса. Если бы атаку действительно заказал Ходорковский,
его медиа отработали бы ситуацию на 100%.

Первым источником, исказившим слова Захаровой в интервью, стал портал TourDom.ru.
Это случилось за несколько часов то публикации «фейка» на ресурсе Ходорковского.

© Изображение из открытых источников

Об этом писала «Версия», однако значения данному факту не придали. Статья на TourDom
вышла столь же запоздало, а после публикации «вброс» стали тиражировать другие СМИ и
порталы с тем же самым заголовком. Такие материалы опубликовали «Радио Свобода»,
«Московская газета», «Свободные новости-n2ru», «Столица С». Также «фейк»
распространялся ботами в социальных сетях, что возможно только за деньги.

© Изображение из открытых источников

Логичный вопрос: для чего порталу, профильной темой которого выступает туризм,
тиражировать вброс о Захаровой? «КП» и «Версия» не смогли разглядеть мотивов площадки
на тот момент. Окончательная картина сложилась только 7 мая.

Именно в этот день на странице МИД России в Instagram прошли дебаты Захаровой и
генеральным директором туристической фирмы Exotic Time Вероникой Бирман. Поводом к
дебатам послужил широкий резонанс после опубликованного Бирман письма. Представитель
МИД пригласила молодую предпринимательницу на диалог. На дебатах Бирман говорила
якобы от лица всего турбизнеса РФ. Ключевая деталь: в письме Бирман четко
прослеживались тезисы изначального «вброса» о мнении Захаровой касательно
доступности перелетов для небогатых граждан.

© Изображение из открытых источников

Данное письмо опубликовали в закрытой группе Facebook «Трэвел Президиум», а также
на площадке hotline.travel. Примечательно, что и hotline.travel, и TourDom имеют одного владельца. Ресурсами владеет Татьяна Дмитрова, известная личность среди
туроператоров. Татьяна имеет 30-летний опыт работы в медиа. Самый известный
проект Дмитровой – медиаструктура «Банко». Как указано в ее досье на
hotline.travel, Татьяна лично принимает участие в продвижении своих сайтов.

«Трэвел Призидиум» тоже принадлежит ей, что указано в одном из материалов
на TourDom. Стоит обратить внимание на контекст.

© Изображение из открытых источников

Фактически имело место тиражирование «вброса» на подконтрольных Дмитровой ресурсах,
первоисточником которого стал ее же сайт. Из этого можно сделать вывод, что именно
она стала автором «фейка» о Захаровой. Стоит подчеркнуть и терминологию, в частности,
слово «элита», также использующееся в письме Бирман. Похоже, что Дмитрова и Бирман
знакомы, но совместных проектов у них нет. Ранее женщины совместно критиковали
правительственные меры по поддержке бизнеса на странице Татьяны в Facebook.

© Изображение из открытых источников

Учитывая вышеизложенное, похоже, что ситуация обстояла следующим образом. 27 апреля
сайт Дмитровой публикует первый «вброс», основываясь на интервью Захаровой Зыгарю.

Далее следует раскрутка «фейка» при помощи подконтрольных ресурсов, ботов и
недобросовестных СМИ. После этого в дело вступил Навальный, вызвав резонанс и
реакцию представителя МИД РФ. Но дебаты явно не входили в планы лидера ФБК,
поэтому он поспешил навязать свои условия.

30 апреля подключилась Бирман с письмом. Ей в ходе эфира на «Дожде» предложили
провести дебаты с Захаровой. Конечно, она согласилась, и Навальный эту идею
поддержал.

Навальный явно действовал по заказу, о чем говорят 2 факта. Во-первых, он снова
упомянул давно «просроченный вброс». Во-вторых: Навальный сделал репост письма
Бирман именно с hotline.travel.

© Изображение из открытых источников

В итоге цель была достигнута – дипломат обратила внимание на письмо и провела дебаты
с Бирман. После мероприятия Виктория резко изменила свое отношение к Марии и даже
написала 2 положительных статьи о работе МИД РФ. Оба материала были размещены на
сайтах Дмитровой.

Однако «раскаяние» выглядит не слишком искренним. Очевидно, что женщины достигли
цели – неизвестная Бирман получила связи с Захаровой в результате довольно «грязной»
информационной кампании, рассчитанной на внедрение «своего человека» в окружение
представителя российского МИД.

Пока не ясно, в чьих интересах действует Виктория Бирман. Нет никаких сомнений, что
у нее нет ресурсов на организацию подобной кампании с привлечением целого пула СМИ.
Заказчиком могла выступить Татьяна Дмитрова, но она не могла стать исполнителем
ввиду ее большего опыта в сфере медиа.

Несмотря на смену повестки ресурсов Дмитровой, осадок от «вброса» остался. Тему до
сих пор используют в своих интересах либеральные СМИ и оппозиционный лагерь. Не
исключено, что юристы МИД дадут свою оценку инциденту. Журналисты призывают
Следственный комитет, Прокуратуру и прочие инстанции обратить внимание на
ситуацию и выявить истинных заказчиков информационной атаки.

Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову