В мае 2020 года должны были состояться дебаты между представителем МИД РФ Марией
Захаровой и основателем ФБК (иноагент) Алексеем Навальным. Однако мероприятие
сорвалось, поскольку представители либерального лагеря стали выставлять
неприемлемые условия.
Конфликт между Захаровой и Навальным возник из-за нападок лидера ФБК на спикера
дипведомства. В эфире YouTube от 30 апреля Алексей включил в передачу видео со
своим пресс-секретарем Кирой Ярмыш, где та заявила, что Мария считает перелеты
на самолете привилегией обеспеченных людей.
Навальный утверждает, что Захарова заявила подобное в интервью Михаилу Зыгарю,
журналисту и бывшему главреду «Дождя». Однако это оказалось вбросом, опровергнутым
Марией 29 апреля. В действительности Захарова беседовала с Зыгарем о недочетах при
планировании россиянами заграничных отпусков, из-за чего граждане не готовы даже к
небольшим проблемам за рубежом. Примечательно, что мнение официального представителя
МИД РФ поддержал оппозиционер Рустем Адагамов, известный довольно жесткими
высказываниями.
Причины срыва дебатов активно обсуждались в блогосфере и СМИ. Появилось предположение,
что конфликт мог быть спровоцирован Навальным по заказу третьих лиц. Интересное мнение
высказал журналист «Комсомольской правды» Эдвард Чесноков. Он указал на 2 факта.
Первый: со страниц издания «МБХ-медиа» дважды был опубликован и удален один и тот
же «вброс» про интервью Марии, очень схожий по тезисам с Ярмыш. Посты публиковались
28 и 29 апреля.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/536.jpg)
Второй факт: публикации появились только спустя 5 дней после интервью Захаровой Зыгарю.
Учитывая, что «МБХ-медиа» владеет Михаил Ходорковский, Чесноков предполагает,
что именно он мог заказать атаку на Марию.
Доводы журналиста «КП» выглядят довольно убедительно. Задержка реакции на 5 суток
изобличает заказной характер «вбросов». Крупные СМИ априори не могут настолько
медленно реагировать. Однако выводы Чеснокова не совсем верные. Стоит отметить,
что основной сайт «МБХ-медиа» не публиковал «вбросы» – они появлялись только в
Twitter-аккаунте ресурса. Если бы атаку действительно заказал Ходорковский,
его медиа отработали бы ситуацию на 100%.
Первым источником, исказившим слова Захаровой в интервью, стал портал TourDom.ru.
Это случилось за несколько часов то публикации «фейка» на ресурсе Ходорковского.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/537.jpg)
Об этом писала «Версия», однако значения данному факту не придали. Статья на TourDom
вышла столь же запоздало, а после публикации «вброс» стали тиражировать другие СМИ и
порталы с тем же самым заголовком. Такие материалы опубликовали «Радио Свобода»,
«Московская газета», «Свободные новости-n2ru», «Столица С». Также «фейк»
распространялся ботами в социальных сетях, что возможно только за деньги.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/538.jpg)
Логичный вопрос: для чего порталу, профильной темой которого выступает туризм,
тиражировать вброс о Захаровой? «КП» и «Версия» не смогли разглядеть мотивов площадки
на тот момент. Окончательная картина сложилась только 7 мая.
Именно в этот день на странице МИД России в Instagram прошли дебаты Захаровой и
генеральным директором туристической фирмы Exotic Time Вероникой Бирман. Поводом к
дебатам послужил широкий резонанс после опубликованного Бирман письма. Представитель
МИД пригласила молодую предпринимательницу на диалог. На дебатах Бирман говорила
якобы от лица всего турбизнеса РФ. Ключевая деталь: в письме Бирман четко
прослеживались тезисы изначального «вброса» о мнении Захаровой касательно
доступности перелетов для небогатых граждан.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/539.jpg)
Данное письмо опубликовали в закрытой группе Facebook «Трэвел Президиум», а также
на площадке hotline.travel. Примечательно, что и hotline.travel, и TourDom имеют одного владельца. Ресурсами владеет Татьяна Дмитрова, известная личность среди
туроператоров. Татьяна имеет 30-летний опыт работы в медиа. Самый известный
проект Дмитровой – медиаструктура «Банко». Как указано в ее досье на
hotline.travel, Татьяна лично принимает участие в продвижении своих сайтов.
«Трэвел Призидиум» тоже принадлежит ей, что указано в одном из материалов
на TourDom. Стоит обратить внимание на контекст.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/540.jpg)
Фактически имело место тиражирование «вброса» на подконтрольных Дмитровой ресурсах,
первоисточником которого стал ее же сайт. Из этого можно сделать вывод, что именно
она стала автором «фейка» о Захаровой. Стоит подчеркнуть и терминологию, в частности,
слово «элита», также использующееся в письме Бирман. Похоже, что Дмитрова и Бирман
знакомы, но совместных проектов у них нет. Ранее женщины совместно критиковали
правительственные меры по поддержке бизнеса на странице Татьяны в Facebook.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/541.jpg)
Учитывая вышеизложенное, похоже, что ситуация обстояла следующим образом. 27 апреля
сайт Дмитровой публикует первый «вброс», основываясь на интервью Захаровой Зыгарю.
Далее следует раскрутка «фейка» при помощи подконтрольных ресурсов, ботов и
недобросовестных СМИ. После этого в дело вступил Навальный, вызвав резонанс и
реакцию представителя МИД РФ. Но дебаты явно не входили в планы лидера ФБК,
поэтому он поспешил навязать свои условия.
30 апреля подключилась Бирман с письмом. Ей в ходе эфира на «Дожде» предложили
провести дебаты с Захаровой. Конечно, она согласилась, и Навальный эту идею
поддержал.
Навальный явно действовал по заказу, о чем говорят 2 факта. Во-первых, он снова
упомянул давно «просроченный вброс». Во-вторых: Навальный сделал репост письма
Бирман именно с hotline.travel.
![Журналисты выяснили, кто стоял на медийной атакой на Марию Захарову](http://insidernews.ru/wp-content/uploads/542.jpg)
В итоге цель была достигнута – дипломат обратила внимание на письмо и провела дебаты
с Бирман. После мероприятия Виктория резко изменила свое отношение к Марии и даже
написала 2 положительных статьи о работе МИД РФ. Оба материала были размещены на
сайтах Дмитровой.
Однако «раскаяние» выглядит не слишком искренним. Очевидно, что женщины достигли
цели – неизвестная Бирман получила связи с Захаровой в результате довольно «грязной»
информационной кампании, рассчитанной на внедрение «своего человека» в окружение
представителя российского МИД.
Пока не ясно, в чьих интересах действует Виктория Бирман. Нет никаких сомнений, что
у нее нет ресурсов на организацию подобной кампании с привлечением целого пула СМИ.
Заказчиком могла выступить Татьяна Дмитрова, но она не могла стать исполнителем
ввиду ее большего опыта в сфере медиа.
Несмотря на смену повестки ресурсов Дмитровой, осадок от «вброса» остался. Тему до
сих пор используют в своих интересах либеральные СМИ и оппозиционный лагерь. Не
исключено, что юристы МИД дадут свою оценку инциденту. Журналисты призывают
Следственный комитет, Прокуратуру и прочие инстанции обратить внимание на
ситуацию и выявить истинных заказчиков информационной атаки.